Невзоров
от эпатажного репортера
до профессионального мерзавца
Где-то в письмах Свифт сознается, что очень страдал оттого, что не имеет достойного собеседника. Конечно. Я же еще не родился. Мы зачем-то разминулись с ним во времени лет на двести.
— А. Невзоров «Лошадиная энциклопедия», с. 13


600 секунд
трупы, чернуха и кожаная куртка
«600 секунд» — телевизионная информационно-аналитическая программа, выходившая в эфир в 1987—1993 годах на Ленинградском телевидении. За 10 минут ведущий Александр Невзоров успевал рассказать об основных событиях дня в Ленинграде, дать видеоряд и комментарий.
Передача имела высокий зрительский рейтинг и стала одним из символов Перестройки.

ЗА КАДРОМ
Съемочная группа из 5-6 человек снимала по несколько сюжетов за день, часто приходилось выезжать на место, не зная, что происходит. В тот же день все монтировалось, вернуться в студию надо было успеть не позже 19.00. Разоблачительные, острые, а порой и жестокие сюжеты производили эффект разорвавшейся бомбы. У программы была разветвленная сеть информаторов, которым, что не скрывалось, платили – впоследствии эта практика оказалась очень востребована.
«На самом деле какое-то время назад я гнал от себя воспоминания о той эпохе... Но сейчас о „Секундах" снова вспоминаю с нежностью. Мне не стыдно, нет, мне вообще не знакомо чувство стыда. Мне лишь несколько неловко за себя... Я был тогда абсолютно серым, не успевающим ни о чём задуматься мальчишкой... При этом, конечно, был исключительно отважен, циничен, бесстрашен и авантюристичен»

Что же он такого сделал? За что его так любили и так ненавидели?
Невзоров был одним из первых, кто "заговорил" со зрителем: при советской власти главным атрибутом любой телепередачи становилась пропаганда - целая система персон, теорий и мифов, на которые должен был опираться профессиональный диктор.
И так годами, десятилетиями ведущие изливали потоки скучной лжи.

И тут вместо них появился Невзоров — молодой, харизматичный, ехидный и храбрый. Он забирался, проползал и просачивался туда, куда не ступала нога телевизионщика. Например, по собственному его признанию, в крематорий — в гробу. Он умел застать героя в самый неподходящий момент, выводил на чистую воду. В овощном отделе продают ядовитую свеклу! В колбасный фарш смололи крысу! Молодые проститутки прямо в кадре признаются, что их сутенеры — охрана гостиницы! Старик восемь месяцев живет в туалете вагоноремонтного депо! Откровения злодея, изнасиловавшего и убившего грудного младенца! И так далее.


Правда, что в программе «600 секунд» вы бросали монету: хвалить какое-то событие или ругать?

"Нет, потому что все тогда делалось в очень большой спешке. Чтобы придавать сюжету ту или другую полярность, нужен чей-то интеллект и время подумать. А его не было. Но да, мы постоянно шалили, мы ведь живые люди. Вообще же самая большая трагедия «600 секунд» — идиотский имидж неподкупного репортера, который я зачем-то по мальчишеской глупости себе создал. Но он оказался настолько убедительным, что ко мне даже никто не обращался с попытками подкупа. Только теперь понимаю, насколько это было ужасно."

Его экранный образ — смесь Робин Гуда и барона Мюнхгаузена. Благородный разбойник (чего стоила одна только знаменитая кожаная куртка — немыслимый по тем временам шик— вместо серых пиджаков советских дикторов) и самозабвенный враль. Это было многослойное, а потому универсальное искусство. Большинство, разумеется, видело в нем только Робин Гуда, на которого уповали и которого боялись.
Дмитрий Циликин
Журналист
В конце 1990 года в Невзорова стреляют. Информатор во время встречи в безлюдном месте выстрелил в телеведущего, но пуля прошла навылет, не задев жизненно важных органов. Много лет спустя в интервью Невзоров признается, что знает того человека, и стрелял он за дело – «за избыточную дерзость, за хамство, за залезание в те сферы, куда не надо было».


Другой Невзоров
Ад, политика и лошади
Мало кто знает, что Невзоров участвовал в военных действиях в Югославии, Приднестровье, Карабахе, Прибалтике, Ираке и Чечне. Также он был одним из организаторов ГКЧП в 1991 году, штурмовал Останкино, в 1993 году защищал Белый Дом.

Трижды становился добровольным заложником террористов в обмен на освобождение людей. Кавалер орденов «За личное мужество», медалей «Защитнику Приднестровья», «За укрепление боевого содружества», «Участнику боевых действий в Чечне», казачьего креста «За оборону Приднестровья» и пр.
Все эти события в его жизни не могли не повлиять на его творчество. Невзоров становится режиссером фильмов, посвященных военной тематике: серия репортажей "Наши" о советских и российских солдатах в горячих точках, документальный фильм о чеченской войне "Ад" (1995) и художественное кино "Чистилище" (1997).


С 1993 года Невзоров избирался в Государственную Думу как независимый депутат, работал в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству.

В связи с отменой выборов по одномандатным округам не стал участвовать в выборах 2007 года, отказавшись примкнуть к какой-либо партии, и ушел из политики.

В 2004 г., через 10 лет после закрытия "600 секунд", Невзоров вышел в эфир с "Лошадиной энциклопедией" (Первый канал, каждое воскресенье). Журналист путешествовал по российским конюшням и открывал перед зрителями различные детали конного дела.

В фильме Невзоров использует все доступные технические возможности и интересные творческие решения: различные вариации графических анимаций, визуализация проблемы, преднамеренное упрощение информации, иллюстрация события через изображение конкретного («частного») человека и т. д.

Телевидение меняется. Зрителю становятся интересны познавательные передачи с элементами инфотейнмента.

Для многих телезрителей смена творческого направления репортера в кожаной куртке из "600 секунд" показалась странной. А сам Невзоров считает, что в "Лошадиной энциклопедии" он такой, какой есть:
Вы знаете пьесу Евгения Шварца "Тень"? Вот и считайте, что "600 секунд" и политика - все это было моей тенью. Это моя тень была общественным деятелем. Это тень участвовала в переворотах, мятежах, ГКЧП. Это тень выступала, но не я. Теперь меня не вернуть в эту грязь, называемую политикой. У меня было много возможностей убедиться в том, до какой степени это занятие бессмысленно. Народ и сам протачивает какое-то свое особое русло в этой корявости, в окаменелости жизни. Я низко кланяюсь сегодняшнему государству за то, что, например, мне оно не мешает заниматься своим делом.
"Просто меня выпустили на свободу, и это сказочное чувство - я нашел дело, которое радует"

«Своеобразный диалог»
Детство, хор и уроки атеизма
"Там я впервые увидел попов, которые приходят сливать исповеди. Они стучали на прихожан, а с ними расплачивались талонами, с которыми они могли пойти в стол заказов обкома и получить сёмгу с твёрдокопчёной колбасой. Выложив по пяти-шести наиболее интересным прихожанам информацию, они счастливые уходили за колбасой. Причём это не были какие-то жирные, страшные попы из анекдотов, нет! Это были такие прочувствованные прозрачные старцы.
Помню, раз привезли одного такого просветлённого старца из какого-то скита, к которому таскалась вся наша тогдашняя питерская богема. Ему подсовывали фотографии, сделанные оперативным образом, и он, слюнявя химический карандаш, обводил кружочками тех, кто к нему приезжал, и рассказывал, в чём тот исповедовался. К концу беседы у старца от химического карандаша были совершенно синие губы под усами, которыми он по-доброму улыбался."

Уроки атеизма
С 2012 года Невзоров ведет программу «Уроки атеизма» на Youtube.

Журналист поднимает важные вопросы, связанные с религией. Невзоров дает не только историческую сводку, но выступает в образе наставника. Он делится способами решения конфликтов, связанных с религией.

Создание "Уроков атеизма" вызвано "наличием бесстыжей и свирепой православной цензуры на государственных и не очень государственных ТВ-каналах". Программа носит просветительский характер, где ведущий анализирует влияние религии на современного человека и показывает иной взгляд на деятельность Церкви.

Почему один из самых скандальных журналистов "тихо" ушел с телевидения?
Сейчас на ТВ запущен мощный режим кастрации. Мы были искренне злы, беспринципны и абсолютно отморожены. А когда я смотрю на сегодняшних агрессивных и отмороженных, то понимаю, что передо мной евнухи, способные лишь озвучивать то, что им позволят.
— А. Невзоров
Сейчас телевидение становится менее удобной платформой для высказывания мнения. Современная цензура в России не является такой же жесткой, как советская. Но все же есть "закрытые" темы для обсуждения.

Последние 10 лет мы видим тенденцию "перехода с телевидения на интернет-платформы". Многие журналисты уходят в Ютуб: больше свободы в высказываниях, в творчестве, легче создавать программы, независимость от редакции, продюсеров и т. д.

Интернет-платформы становятся "простым" путем для донесения своего мнения по сравнению с телевидением.
Образ Невзорова трансформировался на протяжение всей карьеры. Он был смелым репортером, специалистом по лошадям, режиссером и политиком. Но сегодня Невзоров примерил на себя образ современного "Вольтера" - философ и борец против церкви. Во всех интервью он продолжает сохранять вокруг себя таинственность и недосказанность: использует иронию, поэтому все "провокационные" слова журналиста не стоит воспринимать всерьез. Часто в СМИ можно встретить следующие заголовки о журналисте: "Соловьев схлестнулся с «одержимым бесами» Невзоровым", "Журналист Александр Невзоров назвал Уфу «столицей изнасилований»", "Невзоров подарил Урганту свой прах и рассказал, как его чуть не сожгли в крематории", "Виталий Милонов: Невзоров выступает с точки зрения воинствующего сатанизма". Резкими высказываниями Невзоров создает инфоповоды для поддержания интереса к своему личному бренду.

Невзоров - это многоуровневый образ противоречивого героя негодяя, который цинично может рассуждать о "закрытых" темах. В каждом проекте он по-новому раскрывает себя, при этом сохраняя свой "циничный" стиль.
С 2015 года для Невзорова вновь становится актуальной политическая тема. В Инстаграме он выкладывает небольшие видео-комментарии к "главным" новостям России. Журналист остается в амплуа "циника", который высмеивает абсурдность политических событий в России. Также он ведет общественно-политические передачи: "Паноптикум" и "Невзоровские среды".

В октябре 2019 года появляются новости о создании телеграм-канала «Союз независимых публицистов». В данное объединение входит Александр Невзоров, а также другие известные медиаперсоны: Юлия Латынина, Михаил Ходорковский, Евгений Ройзман и Сергей Шнуров. Они называют себя «старой гвардией», которая будет бороться за свободу слова.

Цель «Союза независимых публицистов» - выжить перед "челюстями одуревшей Mother Russia" и "жандармским маршом". На данный момент каждый участник выкладывает ролики, посвященные политической ситуации в России. В будущем планируется выпуск совместных материалов.

«Союз независимых публицистов» поможет его участникам увеличить охват аудитории, благодаря объединению сил и подписчиков. При этом такая консолидация дает возможность для свободного разговора о политике.

Сегодня Невзоров стал коммерчески успешным брендом, что подтверждает официальный сайт журналиста: в каталоге можно найти и его книги о лошадях, и ступни фараона, и зуб древней акулы, и конечно же сам прах журналиста - и все это пользуется реальным спросом!

А также для многих Невзоров остается наставником, к которому прислушиваются. Он активно высказывает свое мнение на различных интернет-платформах, выпускает книги и радиобеседы и остается интересной медиаперсоной, о которой до сих пор ведутся споры.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website